Demilich's

Книжная полка

Мономиф

"В Мундусе конфликт и неравенство влекут за собой перемены, а перемена - самая священная из Одиннадцати Сил. Перемена - это сила без цели и происхождения."- Оэгнитр, Таэритае, Орден Пси

В двух словах, расхождение в мировоззрении людей/алдмери заключается в отношении смертного с божественным. Люди выбирают себе непритязательную роль - они были созданы бессмертными силами, а алдмери считают, что боги произошли от них. Это мало о чем говорит, но это разграничение определяет и остальные расхождения в мифологиях.

Все тамриэльские религии начинаются с одного. У истоков всего стоит дуализм Ану и Его Другого. Эти двойные силы известны под многими именами: Ану-Падомай, Ануи-эль и Ситис, Ак-Эль, Сатак-Акэль, Есть-Нет. Ануиэль - это Вечный Невыразимый Свет, Ситис - это Разрушающее Невыразимое Действие. В середине находится Серое Нечто ("Нирн" в Эльнофи).

В большинстве культур Ануиэль почитается за роль, которую он сыграл в создании мира, но Ситис уважаем куда больше, потому что он тот, кто вызывает реакцию. Ситис - Изначальный Создатель, сущность, создающая перемены и ничего, кроме них. Даже историки признают существование этой стихии.

Ануиэль также воспринимается как порядок в противоположность Ситису - Хаосу. Может быть, для смертных проще представить себе перемены, чем статическую гармонию, но Ануиэль зачастую уводится на второй план, тогда как на первом неизменно возникает Ситис. В сказках йокуданцев, которые считаются одними из наиболее четких в мире, Сатак соотносится только с пригоршней времен, тогда как "Хум" является преобладающей силой.

В любом случае от этих двух сущностей произошли эт'Ада или Изначальные Духи. Для людей эт'Ада - Боги и Демоны, для алдмери - аэдры/даэдры или "Предки". Все тамриэльские пантеоны заполняются именно эт'Ада, хотя непосредственный ассортимент может меняться в зависимости от культуры. Но, в каждом из этих пантеонов наличествуют архетипы Бога-Дракона и Потерянного Бога, иначе Ану и Падомая.

Бог-Дракон и Потерянный Бог

Бог-Дракон всегда связан со временем, и обычно считается "Первым Богом." Его часто называют Акатош, "тот, кто поднялся из вечности и позволил быть дню." Он является главным Божеством Империи Циродиила.

Исчезающий Бог всегда связан с Планом Смертных и является ключевой фигурой в расхождении религий людей/алдмери. Термин "потерянный" относится либо к его отсутствию в пантеоне (еще один душевный кризис, который объясняется разными причинами), или к исчезновению его "искры божьего гнева" за счет других бессмертных. Его очень часто называют Лорканом, и многочисленные эпитеты этого бога, бывают хулительны и благочестивы.

Надо заметить, что Тамриэль и План Смертных до сих пор не существуют. Серое Нечто все еще является площадкой для игр у Изначальных Духов. Некоторые из них привязаны к свету Ану, некоторые - к непостижимой бездне. Их постоянное движение и взаимодействие увеличивает их число, и чтобы сформироваться, их личностям нужно достаточно много времени. Когда формируется Акатош, начинается Время, и некоторым духам становится проще осознать себя в качестве существ с прошлым и будущим. Появляются самые сильные и узнаваемые духи: Мефала, Аркэй, Й'аффир, Магнус, Руптга и т.д. и т.п. Остальные духи остаются в виде концепций, идей или же эмоций. Один из самых сильных, еле сформировавшийся импульс, который все остальные называют Лорканом, разрабатывает концепцию создания Мундуса, Плана Смертных.

Люди, за исключением редгардов рассматривают это, как акт божественного милосердия, просветления, с помощью которого низшие существа могут достичь бессмертия. Алдмери, за исключением Темных эльфов, рассматривают это действие, как жестокий обман, шутку, которая оборвала все их связи с духовным планом.

Миф об Аурбисе

Книга "Мифический Аурбис" с подзаголовком "Компенсация Пси-магов" являлась попыткой апологетов Артаеума объяснить основы религии алдмери Уриэлю V в ранние, славные годы его правления. Она тихо обходит стороной любые обвинения или предубеждения против концепции Лоркана, который все еще почитается в Циродииле под именем "Шезарра", пропавшего брата Божественных. Несмотря на это пси-маги создали четкую картину верований Древних, и это теперь послужит для наших целей. Эта версия - из архивов Имперской Семинарии, текст взят их рукописных заметок неизвестного автора.

Мифический Аурбис существует, и он существовал с начала времен без меры, как причудливое Странное Измерение.

"Аурбис" должен быть связан с неизвестной Пенумброй, Серым Нечто, центром между ЕСТЬ/НЕТ Ану и Падомая. Он содержит многочисленные измерения Эфириуса и Обливиона, а также другие, менее структуризированные формы.

Магические эффекты Мифического Аурбиса длятся очень долго, и обладают сложными жизнями, создавая структуру мифа.

Существуют духи, сделанные из частей бессмертной полярности. Первым из них был Акатош, Дракон Времени, чье появление облегчило задачу других духов по воплощению. Боги и Демоны формировались, деформировались и создавались снова.

Наконец магические сущности Мифического Аурбиса рассказали последнюю историю - историю их собственной смерти. Для некоторых это была всего лишь художественная трансфигурация в единую форму, в не-магическую субстанцию мира. Для других это была война, в которой были уничтожены все, а их тела стали частью субстанции мира. Еще для кого-то это означало романтический брак, счастливое отцовство или материнство, а духи-родители должны были умереть, чтобы освободить путь более успешным смертным расам.

Вдохновителем это общего решения был Лоркан, которого ранние мифы характеризуют, как жулика и обманщика. Более благожелательные версии этой части истории утверждают, что Лоркан явился причиной появления плана смертных, как такового.

Волшебные сущности создали расы Аурбиса смертных по своему образу, может быть, аккуратно, как артисты или мастера, а может быть, используя плодородный гниющий материал, из которого затем появляются люди, ну или по аналогии.

Волшебные сущности затем умерли, став эт'Ада. Эт'Ада - это субстанции, воспринимаемые смертными в качестве богов, духов или гениев Аурбиса. После своей смерти эти магические субстанции отделили себя в природе от других магических субстанций из Странных Измерений.

В это же время были созданы даэдры, которые являются духами и Богами более приспособленными к Обливиону, либо их измерение находится очень близко от Бездны Падомая. Этот процесс является рассветом Мифической (Эльфийской) Эры. Он был воспринят смертными очень по-разному, как "второе творение" или (особенно у эльфов) болезненное отмежевание от божественного. Вдохновителем этого события является Лоркан.

Лоркан

Эта сущность - Создатель-Обманщик-Испытатель - существует в каждой тамриэльской мифической традиции. Его самое распространенное имя у алдмери "Лоркан" или Глас Рока. Он обманом убедил или сумел заставить Изначальных Духов начать создание Плана Смертных, нарушая статус-кво, как когда-то его отец Падомай, который принес во вселенную нестабильность. После того, как мир материализуется, Лоркан отделяется от своего божественного центра, иногда невольно и провоцирует создание эт'Ада. Интерпретация этих событий в очень большой степени зависит от культуры. Ниже вы можете найти несколько примеров:

Йокуда, "Сатакал - Кожа Мира"

"Сатак был Первым Змеем, Змеей, которая пришла До, и все миры тогда покоились в мерцании его чешуи. Но он был таким большим, что кроме него не могло быть больше ничего, и хотя он сворачивался вокруг себя самого, и миры скользили через друг друга, но не было места, чтобы хоть один из них смог вздохнуть или даже просто быть. И миры позвали что-нибудь, чтобы оно спасло их и выпустило их, но кроме Первого Змея не было больше ничего, и помощь пришла изнутри, это был Акэль, Голодное Чрево. Акэль сделал так, что о нем знали, и Сатак не мог больше не думать о том, что это такое, и это был лучший голод, поэтому он ел, и ел, и ел. Вскоре стало достаточно места для того, чтобы жить в мирах и для того, чтобы начались вещи. Эти вещи были новыми и часто делали ошибки, но у них раньше не было возможности потренироваться в бытии вещами. Так что большинство вещей закончились очень быстро, либо они не были хорошими, либо перестали верить в себя. Некоторые вещи почти что начались, но они были съедены, потому что Сатак как раз перешел к этой части своего тела. Это было жестокое время.

"Очень скоро Акэль заставил Сатака укусить собственное сердце и это было концом всего. Голод, однако, никуда не делся, даже после смерти, и Первый Змей сбросил свою кожу, чтобы начать новую. Поскольку старый мир умер, начался Сатакал, и когда вещи поняли это, они также поняли, что нужно делать им. И они начали брать себе имена, такие, как Руптга или Ту'вакка, и они бродили в поисках своего рода. Сатакал продолжал есть себя, и самые сильные духи научились игнорировать цикл, двигаясь под странными углами. Они называли этот процесс Прогулкой, способом шагать между кожами мира. Руптга был таким большим, что мог разместить на небе звезды, чтобы более слабые духи могли находить дорогу. Это стало так просто, что появилось место, называемое Далекие Берега, время ожидания до следующей кожи.

"Руптга смог породить так много детей с помощью этих циклов, что стал известен под именем Большой Отец. Он продолжил вешать звезды, чтобы осветить бездну для других, но прошло так много циклов, что появилось слишком много духов, и им всем невозможно было помочь. Он сделал себе помощника из предыдущих кож, и это был Сеп, или Второй Змей. В Сепе осталось еще очень много от Голодного Чрева, различные виды голода, доставшиеся от разных кож. Он был так голоден, что не мог размышлять. Иногда он просто ел духов, которым должен был помогать, но Большой Отец всегда успевал достать их обратно. В конце концов, устав помогать Большому Отцу, Сеп пошел, собрал остатки старых кож и сделал из них шар, обманом заставив духов помогать, пообещав им, что теперь они достигнут нового мира, который будет сделан из старого. Этим духам нравилась такая жизнь, поскольку она была проще. Больше никаких прыжков с места на место. Многие духи присоединились к Сепу, верить было приятно. Большой Отец только покачал головой.

"Очень скоро духи на шаре из кож начали умирать, потому что они находились слишком далеко от настоящего мира Сатакал. И они обнаружили, что уже не могут спрыгнуть обратно на Дальние Берега. Оставшиеся духи умоляли Большого Отца забрать их обратно. Но суровый Руптга не стал этого делать и сказал им, что теперь им придется искать новые способы идти по звездам к Дальним Берегам. А если не получится, они должны жить в своих детях, а это уже совсем не то же самое. Однако, Сепа необходимо было наказать, поэтому Высокий Отец ударил Змея большой палкой. Голод выпал из мертвого рта Сепа и стал единственным, что осталось от Второго Змея. Пока весь остальной мир возвращался к хорошему, Сеп мог только метаться в своей мертвой коже или плавать по небу черной бездной и пытаться от бессилия есть звезды."

"Песнь Шезарра" Циродиила

"Шезарр описал богам нечто совсем новое, как быть отцами и матерями, как быть ответственными, и приносить огромные жертвы без всякого шанса на успех, но Шезарр говорил так прекрасно, и уводил их за завесу тайны и слез. Хотя аэдры дали свободное рождение этому миру, зверям и существам, они делали их из частей себя. Это свободное рождение было очень болезненным и после него аэдры был уже не молоды, не сильны и не так могущественны, как это было в начале времен.

"Некоторые аэдры разочаровались и скорбели по своим утратам и гневались на Шезарра и на своих созданий, потому что чувствовали, что Шеззар солгал и одурачил их. Эти аэдры, Боги алдмери, под предводительством Аури-Эля пришли в ужас от своей слабости и от того, что они создали. "Теперь все испорчено, отныне и навсегда, и единственное, что мы можем сделать - это научить Эльфийские Расы выдерживать страдания с достоинством, с честью и казнить себя за свою глупость, и отомстить Шезарру и его союзникам." Таковы Боги эльфов, темные и задумчивые, и таковы эльфы, разочарованные своим бессмертием, всегда гордые и мужественные, несмотря на жестокость этого беспощадного и безразличного мира.

"Другие аэдры посмотрели на свои творения и остались вполне довольны. Эти аэдры, Боги людей и звериного народа, восхваляли и лелеяли своих созданий, Смертные Расы. "Мы страдали, и истощены, и это навсегда, но смертный мир, который мы создали, великолепен, он наполняет наши сердца и души надеждой. Давайте научим Смертные Расы хорошо жить, уважать красоту и доблесть, и любить друг друга, как мы любим их." Это Боги людей, нежные и терпеливые, и это люди и звериный народ, великие сердцем, ибо наслаждаются страданиями своими и жаждут великой мудрости и лучшего мира.

"Когда Лорды даэдр услышали Шезарра, они стали смеяться над ним и над остальными аэдрами. "Отрезать части себя? И терять их? Навсегда? Это глупо! Вы еще очень сильно пожалеете! Мы гораздо умнее вас, потому что мы создадим новый мир из себя самих, но мы не будем его отрезать и не позволим ему издеваться над нами, мы создадим этот мир внутри нас сами, он будет навеки наш, и он будет под нашим полным контролем."

"Так Лорды даэдр создали Даэдрические Измерения, и все виды низших даэдр, больших и маленьких. И, в большинстве своем, Лорды даэдр были довольны этим, поскольку у них всегда под рукой были и последователи, и слуги, и игрушки. Но, в то же самое время, они иногда с завистью смотрели на Измерения Смертных, ведь хотя смертные были глупыми, и хилыми, и презренными, но их страсти и амбиции были более увлекательными и удивительными, чем кривляние низших даэдр. Поэтому Лорды даэдр соблазнили несколько особо увлекательных особей из Смертных Рас, особенно страстных и могучих. Это доставило Лордам даэдр особое удовольствие, поскольку они крали у Шезарра и аэдр самых великих и амбициозных смертных. "Вы, дураки, не только искалечили себя," злорадствовали Лорды даэдр, "Вы даже не можете сохранить лучшие части, которые предпочли силу и славу Лордов даэдр ничтожной вульгарности рассыпающихся мозгов аэдр.""

Алдмери "Сердце Мира"

Ану сочетал и сочетает в себе сущности этой Вселенной. И дабы познать самое себя он создает Ануиэль, свою душу и душу всех сущностей. Ануиэль, как и всем иным душам, свойственно стремление к самоотражению, а для этого ей необходимо было внести различия в свои формы, свойства и разумы. Так рождается Ситис - совокупность всех ограничений, которые Ануиэль создает для самопознания. Таким образом Ануиэль - душа всех сущностей - сама превращается в множество сущностей, и вся их совокупность становится Аурбисом.

Сперва Аурбис непокорен и беспорядочен, как и сами размышления Ануиэль. Но затем аспекты, из которых он состоит, испрашивают о порядке, который позволит им существовать еще какое-то время за пределами чистого знания. Так как он мог познать себя и этим путем, Ану создает Ауриэль, душу его души. Ауриэль распространяется в Аурбисе как новая сила, имя которой - время. С его приходом аспекты Аурбиса начинают понимать свои природы и ограничения. Они берут имена, такие как Магнус или Мара или Ксен. Один из них, Лоркан, является в сущности своей скорее ограничением, нежели природой, и таким образом он нигде не может существовать длительно.

Войдя в каждый аспект Ануиэль, Лоркан порождает идею, полностью основанную на ограничении. Он выдвигает план о создании души для Аурбиса, места, где даже "аспектам аспектов" будет дозволено самоотражение. У Лоркана находится множество сторонников; даже Ауриэль соглашается помогать ему, узнав, что станет правителем нового мира. И они создают Мундус, где существвуют их аспекты, а сами обращаются в эт'Ада.

Но во всем этом деянии кроется великий обман, ибо Лоркан ведает, что в мире гораздо больше ограничений, нежели свобод, и, таким образом, его нельзя считать сущностью Ану. И посему Мундус становится Обиталищем Ситис. Аспекты эт'Ада начинают исчезать, и последние исчезают вместе с ними. Но некоторые уходят, как Магнус, и именно поэтому для магии не существует никаких ограничений. Иные, как Й'аффир, перевоплощаются в Эльнофи, Кости Мира, дабы весь план бытия не прекратил своего существования. А некоторые просто вступают в брак и продолжают свой род, но каждое последующее поколение слабее предыдущего, и в итоге вскоре миру являются алдмери - эльфы. Лоркан же создает могущественные армии из слабейших душ сего плана бытия - людей, и те вносят Ситис в каждую сущность, доступную им.

Ауриэль молит Ану забрать их назад в свое лоно, но тот уже заполнил их места чем-то иным. Душа же его, Ануиэль, в сострадании дарит Ауриэлю Лук и Щит, дабы тот смог спасти алдмери от человеческих полчищ. Но к тому времени многие, такие как кимер, уже терпят поражение, пойдя на поводу у злонамеренных эт'Ада; иные, как босмер, сильно разбавляют чистокровность своего рода браками с женщинами из человеческих кланов.

Ауриэль не может спасти Альтмору, Древний Лес, и тот захватывают люди. Последние гонят алдмери на юго-восток, где простирался Старый Эльнофи, и за спинами их стоит Лоркан. Однако Тринимак, величайший воин Ауриэля, повергает Лоркана пред лицом всей его армии и вырывает Сердце из груди предательского аспекта Аурбиса. Люди уносят тело своего предводителя и кровью клянутся до конца дней своих искать и уничтожать всех потомков Ауриэля.

Но когда Тринимак и Ауриэль пытаются уничтожить Сердце Лоркана, то смеется им в лицо. "Это Сердце - сердце мира", - молвит оно, - "ибо создан он был для моего ублажения". После этих слов Ауриэль привязывает Сердце к стреле и выпускает ее в море, где ни один из аспектов этого нового мира не сможет его найти.

- Неизвестный автор